ОБЩЕЛИТ.COM - ПРОЗА
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, критика, литературоведение. Проза.
Поиск по сайту прозы: 
Авторы Произведения Отзывы ЛитФорум Конкурсы Моя страница Книжная лавка Помощь О сайте прозы
Для зарегистрированных пользователей
логин:
пароль:
тип:
регистрация забыли пароль

 

Анонсы
    StihoPhone.ru



Добавить сообщение

Кампания 1942 года. Глава 428

Автор:
Глава 428.


Генерал Галицкий имел веские основания винить себя за то, что произошло в ночь на 3 декабря за левым флангом корпуса Белобородова. Было очень похоже на то, что, затеяв одновременно две наступательные операции - на Новосокольники и на ширипинский котёл, командование армии переоценило свои силы и в результате оказалось без резервов под рукой в тот момент, когда выяснилось, что противник настолько силён, что готов оспаривать инициативу у 3-й ударной армии.

2 декабря Галицкий отложил начало наступления на сутки: не все войска вышли на рубеж атаки.

Поздно вечером из резерва фронта подошла 26-я стрелковая бригада. Её командир, полковник Бабак, представился командарму.

- Обстановка вам известна, полковник?

- Да, генерал Юдинцев уже ввёл меня в курс дела.

- Времени на отдых дать не могу. Боевую задачу получите завтра утром.

Наступившая ночь не предвещала грозы. Ещё не рассвело, когда началось наступление на Новосокольники. 34-я механизированная бригада с танковым полком 43-й механизированной бригады успешно продвигались южнее Петрово в северо-западном направлении. Полковник Маслов атаковал Новосокольники с северо-востока, отрядив часть войск своей дивизии в обход города с юга во втором эшелоне за ушедшими вперёд танками и мотопехотой 2-го мехкорпуса.

Было 8 часов утра, когда из штаба 31-й стрелковой бригады доложили: противник двумя ударными группами по 25-30 танков с двумя полками пехоты, при поддержке пятидесяти самолётов, прорвал в районе Тимохны боевые порядки стрелковой бригады, форсировал Большой Удрай и развивает наступление через Боброво на Великие Луки, не считаясь с потерями. Один батальон бригады окружён в Боброво. Полковник Якушев лично ведёт туда в контратаку две роты резерва с дивизионом противотанковых пушек.

Галицкий вызвал начальника штаба армии:

- Немедленно двигайте в направлении Боброво бригаду Бабака. Пусть развернёт оборону в тылу у бригады Якушева. Туда же пусть выступает из резерва танковая бригада подполковника Пахомова.

Теперь из всего 2-го мехкорпуса в резерве у Галицкого осталась одна бригада.

Полковник Якушев прорваться к окружённому батальону не смог: его пехота залегла под сильным миномётным и артиллерийским огнём и не могла поднять головы. Батальон майора Шарапова вёл бой в окружении с многократно превосходящими силами противника. Когда были убиты и ранены все бойцы батальона, немцы заняли Боброво и продолжили наступление на Великие Луки.

И тут в довершение всех бед позвонил генерал Белобородов. У него за левым флангом корпуса произошло то же самое, что случилось с бригадой Якушева на Большом Удрае. Немецкие танки с пехотой большими силами прорвали фронт и теперь наступали на Великие Луки с юго-востока. Тем и другим до города оставалось километров пятнадцать, не более. Ширипинский котёл был уже разорван. Было отчего задуматься командарму.

Позвонил полковник Якушев. Он подтянул с правого фланга батальон капитана Смехова. При сильной поддержке 3-й воздушной армии капитан Смехов остановил дальнейшее продвижение мобильного авангарда 8-й танковой дивизии. Во второй половине дня восточнее Боброво развернул оборону полковник Бабак. К исходу дня противник потерял северо-западнее Великих Лук пять бомбардировщиков, две бронемашины, 34 танка, три грузовика и до двух тысяч солдат и офицеров.

Между тем наступление главных сил 2-го мехкорпуса на Новосокольники шло своим чередом. К исходу дня механизированная бригада полковника Краснова подошла к Новосокольникам с юго-востока, а танковый полк обошёл Новосокольники с юго-запада и захватил батальоном авангарда Козлово. Здесь его контратаковали из Новосокольников двадцать немецких самоходок и вынудили оставить Козлово. Танки Краснова были остановлены на окраине Новосокольников сильным огнём противотанковой артиллерии. Дивизия полковника Маслова с самого утра была прижата к земле немецкой авиацией и не смогла продвинуться ни на шаг. Обороняющая Новосокольники 3-я горнострелковая дивизия получила подкрепления - два батальона пехоты и дивизион штурмпанцеров 8-й танковой дивизии. Соотношение сил в районе Новосокольников изменилось в пользу немцев. Галицкий отдал приказ перейти под Новосокольниками к обороне, о чём и доложил в штаб фронта генералу Захарову. У того болела голова за неудачное развитие операции "Марс" на левом фланге фронта, и заминка Галицкого под Новосокольниками не вызвала возражений.

Утром 4 декабря противник подтянул в Боброво бригаду СС и при сильной поддержке авиации возобновил наступление 8-й танковой дивизии на Великие Луки. Бригада Бабака медленно отступала, нанося в арьергардных боях противнику большой урон. К исходу дня авангард 8-й танковой дивизии был в десяти километрах от Великих Лук. Здесь к полю боя подошла танковая бригада подполковника Пахомова. Завязался упорный встречный бой. Он продолжался с переменным успехом в течение пяти дней и ночей. 10 декабря, понеся большие потери, 8-я танковая дивизия отступила на 3 - 4 километра и перешла к обороне.

Генерал Белобородов сдержал слово и не пропустил противника из ширипинского котла в Великие Луки с юго-запада.

Генерал-лейтенант Шерер, командир 83-й пехотной дивизии, запертой частью в Великих Луках, частью в ширипинском котле, возглавил оборону Великих Лук. Под рукой у Шерера было от восьми до девяти тысяч человек сводного гарнизона, от ста до ста двадцати орудий различных систем, от десяти до пятнадцати танков и самоходок. Склады продовольствия и боеприпасов в городе были полны.

Всё это не смущало командира 257-й стрелковой дивизии полковника Дьяконова. Несколько раз он докладывал Галицкому, обещая взять город штурмом, притом малой кровью, без артподготовки, внезапным ночным нападением со всех сторон. Для этого у Дьяконова были готовы пять штурмовых отрядов из бывалых добровольцев от девяноста до ста человек в каждом, с артиллерией и одним-двумя танками усиления. Каждый отряд был разбит на пять групп. В первую входило шестеро разведчиков с автоматами, дымовыми шашками и гранатами.
Группа штурма насчитывала двадцать пять бойцов, в том числе двоих с дымовыми гранатами, десять стрелков, расчёт ручного пулемёта, десять сапёров с толовыми зарядами и штурмовыми лестницами для бросания зарядов с крыш в дымоходы каменных домов. В группу обеспечения входило сорок человек с двумя ручными и одним станковым пулемётом, с тремя 50-миллиметровыми миномётами и одним ампуломётом. В группу резерва входило пятеро бойцов, мастеров на все руки.

Галицкий отмахивался от полковника Дьяконова, как от надоедливой мухи. А тот рвался в бой и снова докладывал.

Всё изменилось 6 декабря. В этот день командующий фронтом генерал Пуркаев передал в армию Галицкого предназначавшийся первоначально для развития успеха окончательно забуксовавшей операции "Марс" 8-й эстонский стрелковый корпус и приказал Галицкому взять штурмом Великие Луки.



Отзыв:

 B  I  U  ><  ->  ol  ul  li  url  img 
инструкция по пользованию тегами
Вы не зашли в систему или время Вашей авторизации истекло.
Необходимо ввести ваши логин и пароль.
Пользователь: Пароль:
 

Проза: романы, повести, рассказы