ОБЩЕЛИТ.COM - ПРОЗА
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, критика, литературоведение. Проза.
Поиск по сайту прозы: 
Авторы Произведения Отзывы ЛитФорум Конкурсы Моя страница Книжная лавка Помощь О сайте прозы
Для зарегистрированных пользователей
логин:
пароль:
тип:
регистрация забыли пароль

 

Анонсы
    StihoPhone.ru



Добавить сообщение

Кампания 1942 года. Глава 425

Автор:
Глава 425.


Командующий Донским фронтом генерал Рокоссовский объезжал войска, готовя решительное наступление на окружённую под Сталинградом группировку Паулюса.

Оставшись без обещанной ему Ставкой 2-й гвардейской армии Малиновского, развёрнутой в пути Василевским и брошенной им навстречу наступающим с юга танкам Манштейна, Рокоссовский был вынужден заново перегруппировать свои войска и накопить побольше артиллерийских боеприпасов, что требовало времени. Москва торопила, но командующий не спешил брать под козырёк и гнать на укреплённую оборону противника плохо подготовленные соединения. Время работало на Рокоссовского. Установившиеся сильные морозы, пронизывающие степные ветры, метели, нелётная погода, нарастающие трудности снабжения представляли проблему и для армий Рокоссовского. Но они же представляли неизмеримо большую проблему для Паулюса и его войск, с каждым днём снижая их боеспособность.

Командующий начал объезд войск с 57-й армии генерала Толбухина. Армия была развёрнута на двадцатипятикилометровом рубеже по реке Червлёная на юго-западном фасе внутреннего обвода котла. Толбухин был бодр, излучал оптимизм и много шутил. Угощая Рокоссовского горячим чаем, он посетовал:

- Эх, перестарался я летом, занимаясь строительством укреплений на внешнем обводе обороны Сталинграда. Теперь вот самому придётся их преодолевать.

- Да уж, генерал. Строили на совесть. А теперь, когда оборонительные сооружения основательно присыпаны снегом, преодолеть их будет тем более трудно.

От Толбухина Рокоссовский поехал в 64-ю армию генерала Шумилова. Гранича левым флангом с армией Толбухина, правым флангом армия Шумилова упиралась в западный берег Волги. Протяжённость обращённого на север фронта составляла тридцать километров. Командарм был опытным генералом старой закалки. Внешне производя впечатление флегматичного военспеца, он был предельно собран, деловит и энергичен в работе. Войска Шумилова вели сдерживающие бои местного значения. Личный состав, техника, штабы и армейские склады были хорошо укрыты от ветра и от огня артиллерии противника в многочисленных балках и оврагах, которыми была изрезана здесь степь. Войдя в блиндаж командарма, Рокоссовский сначала опешил: ему показалось, что он спустился в описанную в романе Дюма пещеру на острове Монте-Кристо. На стенах красовались дорогие ковры. Полы в трёх комнатах были устланы дорожками. Был подан сытный обед, и фронтовое начальство, воздав должное радушию хозяина и искусству его повара, в отличном настроении продолжило путь, нимало не опасаясь за участок фронта, где командарм сумел с таким комфортом обустроить свой быт.

Отправились в 62-ю армию генерала Чуйкова. Добираться пришлось кружным путём. Перейдя Волгу у Дубровки по ледяному пешеходному мосту, командующий и сопровождающий его член Военного совета сели в ожидающую их машину и поехали лесом в сторону Сталинграда, откуда доносился гром канонады. Вскоре машина остановилась. Рокоссовский и его спутник в сопровождении проводника и трёх сапёров, нёсших жерди и подручные плавсредства, вышли из лесополосы к берегу и ступили на лёд. Противник вёл беспокоящий огонь. Над рекой тут и там взмывали фонтаны воды и ледяных осколков, в ледяной корке чернели полыньи. На западном берегу гостей встретили генерал Чуйков и его начальник штаба. Командный пункт был у самой реки. В штабном блиндаже ничто не напоминало о налаженном быте генерала Шумилова. Сквозь дощатые стены и потолок при каждом взрыве сыпался песок. Не успел Рокоссовский сесть за стол, как неподалёку от блиндажа сильно рвануло, и струйка песка просыпалась с потолка прямо за шиворот командующему. В тесном блиндаже места едва хватало для работы. Жили офицеры штаба в землянках, отрытых в песке тут же, на берегу. Чуйков обрисовал оперативную обстановку. Армия, расчленённая на три изолированных друг от друга плацдарма, вела позиционные бои местного значения. Противник уже не пытался сбросить Чуйкова в Волгу, немцы ограничивались разведкой боем и тактическими боями за подвал или несколько метров полуразрушенной кирпичной стены.

Генерал Чуйков ни в чём не был похож на генерала Шумилова. В общении он был, на взгляд Рокоссовского, грубоват, но в данном случае это не вызывало возражений. Именно такой человек нужен был здесь, на плацдарме. Другой, быть может, не сумел бы выстоять в нечеловеческих условиях. Расстались Рокоссовский и Чуйков уже приятелями.

Снова дважды переправившись через Волгу, Рокоссовский оказался на правом берегу севернее Сталинграда в расположении 66-й армии, которой после убытия Малиновского командовал генерал Жидов. Командарм посетовал на большой некомплект в войсках.

- Немцы не сильно беспокоят?

- Противник перед фронтом армии отступил несколько дней назад.

- Можете показать оставленную немцами территорию?

- Прошу следовать за мной.

Жидов повёл командующего по ходам сообщения на свой новый наблюдательный пункт. Шли долго. Наконец поднялись на высотку и оказались в добротной траншее. Рокоссовский окинул взглядом поле, через которое провёл его Жидов. Оно, насколько хватало глаз, было усеяно присыпанными снегом чёрными скелетами сгоревших танков. Это кладбище танков образовалось осенью, когда Жуков и Василевский пытались прорваться к Чуйкову с севера. Рокоссовский поморщился. "Нет, так наступать мы больше не будем".










Отзыв:

 B  I  U  ><  ->  ol  ul  li  url  img 
инструкция по пользованию тегами
Вы не зашли в систему или время Вашей авторизации истекло.
Необходимо ввести ваши логин и пароль.
Пользователь: Пароль:
 

Проза: романы, повести, рассказы