ОБЩЕЛИТ.COM - ПРОЗА
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, критика, литературоведение. Проза.
Поиск по сайту прозы: 
Авторы Произведения Отзывы ЛитФорум Конкурсы Моя страница Книжная лавка Помощь О сайте прозы
Для зарегистрированных пользователей
логин:
пароль:
тип:
регистрация забыли пароль

 

Анонсы
    StihoPhone.ru



Добавить сообщение

Кампания 1942 года. Глава 418

Автор:
Глава 418.


Начальник штаба корпуса полковник Бибиков с циркулем в руке склонился над оперативной
картой.

- Хорошо идёт Карапетян! Полк Кондратенко, введённый генералом Простяковым в прорыв в полосе Карапетяна севернее Чернозёма, уже в Креплянке. А передовой батальон майора Астраханкина и вовсе вырвался вперёд, занял Алексейково и продвигается к Бурцево. Уже миновал перекрёсток. Ещё рывок - и он оседлает железную дорогу Великие Луки - Новосокольники. У полковника Кроника тоже успех. Его триста пятьдесят седьмая только что ворвалась в Жагорино. Это в полутора километрах от разъезда Воробецкая. А оттуда рукой подать вдоль железной дороги до западной окраины Великих Лук.

Обходя двумя клиньями укреплённый район опорных пунктов в Ширипине, Шелково, Федьково, Марково, Тележниково, 5-й гвардейский корпус генерала Белобородова приближался с юго-востока и с юга к железной дороге Великие Луки - Новосокольники, главной и теперь уже единственной коммуникации Великих Лук и всей ширипинской группировки с немецким тылом.

Дивизия Кроника должна была оседлать железную дорогу вблизи западной окраины города, установить контакт с наступающей с севера 381-й дивизией полковника Маслова и замкнуть внутреннее кольцо окружения. 9-я гвардейская дивизия генерал-майора Простякова наступала на Остриянь, где должна была установить контакт с правым флангом дивизии Маслова и замкнуть внешнее кольцо окружения.

День 26 ноября клонился к вечеру. Между тем ширипинская группировка противника, обойдённая авангардами дивизий Кроника и Простякова, по-прежнему приковывала к себе главные силы обеих дивизий. Два полка немецкой пехоты, полк шестиствольных миномётов, несколько отдельных батальонов и два десятка танков прочно удерживали за собой высоты и то и дело контратаковали. Уже поздно вечером одна из таких контратак увенчалась успехом. Две роты пехоты с семью танками, наступая из Тележниково, прорвали фронт дивизии Простякова и ворвались в Богородицкое. Генерал Простяков ввёл в бой резервы. Учебный батальон закрыл прорыв, а младший лейтенант Гумеров с двумя взводами разведроты атаковал немцев в Богородицком. Немцы оставили Богородицкое и под защитой танков вернулись тем же путём, каким пришли, в расположение главных сил ширипинской группировки. Полк Кондратенко, выбросив батальон авангарда далеко вперёд, двумя другими батальонами едва удерживал свой правый фланг, подвергшийся удару со стороны ширипинской группировки. К полуночи немцы потеснили Кондратенко и снова заняли деревню Забойниково.

Ночью из штаба корпуса Белобородова в войска были спущены приказы на 27 ноября. Они предусматривали прежде всего расширение и углубление прорыва через железную дорогу Великие Луки - Невель севернее Чернозёма. В то же время главной задачей корпуса оставалось наступление к железной дороге Великие Луки - Новосокольники. Генерал Простяков перегруппировал свои силы и развернул резервный полк подполковника Романова на широком фронте от деревни Горушка на левом фланге 357-й дивизии через высоту 158 до деревни Заворово. Теперь подполковник Романов блокировал ширипинскую группировку с запада, прикрывая с этой стороны правый фланг и тыл наступающих войск. Это позволило командиру дивизии высвободить и ввести в прорыв вслед за полком Кондратенко полк полковника Докучаева. 357-я дивизия полковника Кроника получила приказ наступать двумя полками к разъезду Воробецкая, прикрывшись одним полком от ширипинской группировки, развернув его на восток слева от полка Романова. 46-я гвардейская дивизия генерала Карапетяна получила приказ прочно удерживать Чернозём и предотвратить контрудар противника с юго-запада, со стороны Невеля.

День 27 ноября стал одинаково трудным для дивизий Карапетяна, Простякова и Кроника.

Простяков и Кроник вели тяжёлые бои на два фронта. Карапетян отражал одну за другой сильные контратаки со стороны Невеля. Прошло утро, миновал полдень, приближался вечер, а успеха не было.

В три часа пополудни генерал Белобородов услышал в телефонной трубке радостный голос полковника Кроника.

- Разъезд Воробецкая в наших руках! Дивизия вышла на железную дорогу. Атакую высоту 164. До западной окраины Великих Лук отсюда два километра.

- Поздравляю, Александр Львович! Жду доклада об установлении контакта с дивизией полковника Маслова. Он уже выходит к железной дороге с севера.

Теперь дело было за дивизией Простякова, наступающей на Остриянь. Если и она выйдет к железной дороге и установит контакт с Масловым, то замкнётся и внешнее кольцо окружения Великих Лук. Белобородов позвонил генералу Простякову.

- Как ваши успехи, генерал?

- Успеха нет. Полковник Докучаев погиб смертью храбрых.

- Как погиб?! Не может этого быть.

Полковник Докучаев прошёл всю Первую мировую войну солдатом Преображенского полка, затем прошёл всю гражданскую войну красным командиром. Зимой сорок первого года осколки немецкой мины посекли на полковнике полушубок и срезали ремень. Докучаев не получил ни царапины. Под Вязьмой во время рукопашной немецкий офицер в упор выстрелил в Докучаева из пистолета и прострелил на нём шапку. В ту же секунду офицер был повержен ударом тяжёлого кулака. На реке Оскол полк Докучаева попал в окружение. Полковник возглавил штыковую атаку и вывел полк к своим. В полку командира считали заколдованным.

- Полк был атакован с тыла немецкой мотопехотой с семью танками. Один средний танк был в упор подбит из 76-миллиметрового орудия. Бойцы роты противотанковых ружей подожгли два лёгких танка. Остальные четыре танка с пехотой прорвались к штабу полка в деревне Ботово. Штабные офицеры организовали круговую оборону и продержались до прибытия подкреплений, за которыми отправился полковник. Подкрепления подошли вовремя. Весь немецкий отряд был уничтожен. Уже на исходе боя полковник Докучаев был смертельно ранен. Командование принял его заместитель, майор Белёв.

- Соедините меня с ним.

- Майор Белёв у аппарата.

- Майор, ваша задача в эту ночь и на завтра - перегруппироваться и продолжать наступление полка к железной дороге. Я переподчиняю вам батальон майора Астраханкина. Он вырвался далеко вперёд и ведёт бой в километре от станции Гущино. С минуты на минуту жду от него донесения о выходе к железной дороге Великие Луки - Новосокольники. Вы должны будете закрепить этот успех. Задача ясна? Выполняйте.

Майор Астраханкин принял батальон всего несколько дней назад и уже зарекомендовал себя отличным боевым командиром и талантливым тактиком. Он в этот день был ранен, но не покинул поле боя и продолжал командовать батальоном.

Пока всё это происходило в полосе наступления 5-го гвардейского корпуса, события на крайнем левом фланге 3-й ударной армии, как и предсказывал командарм Галицкий полковнику Князькову, развивались драматически. Подтянув ночью из Невеля на грузовиках полк пехоты, немцы на рассвете атаковали Ступинскую высоту. Погода была лётной. После сильной артподготовки на высоту сбросили бомбы три десятка пикировщиков. Высота окуталась дымом разрывов. Пользуясь задымлением, немецкие офицеры вели пехоту в атаку густыми цепями по двести-триста человек. Главный удар пришёлся по батальону капитана Войтенко. Дважды батальон отбивал атаку. Потери с обеих сторон были велики. На третий раз немцы ворвались в траншею на правом фланге батальона. В завязавшейся рукопашной капитан Войтенко был убит. Командование принял замполит капитан Шутов. В траншее рвались гранаты, гремели выстрелы в упор, в ход шли штыки. Когда был убит Шутов, командование взял на себя старшина пулемётной роты Герасимов. Кроме этой роты от батальона уже ничего не осталось. Два станковых пулемёта продолжали вести огонь, пока их не накрыла немецкая артиллерия. Немецкая пехота ринулась со всех сторон в окоп, где сидели Герасимов и младший лейтенант, корректировавший огонь полковой артиллерии. Он и вызвал огонь на себя. Герасимова присыпало землёй. Вокруг гремели взрывы. Земля содрогалась. Когда канонада смолкла, старшина осторожно пошевелил руками и ногами, убедился, что жив, и выбрался из-под земли. В окоп прыгали подоспевшие бойцы дивизии полковника Князькова.

Ночью в штабе армии не спали. Перед рассветом Галицкий вызвал на связь полковника Маслова.

- Я уточняю задачу 381-й дивизии, полковник. Как можно скорее выходите левым флангом к северо-западной окраине Великих Лук, а в центре оседлайте шоссе Алёшкино - Великие Луки севернее озера Кислое.

- Впереди у меня высота 129. Брать её или обходить?

- Только обходить!

- Кто прикроет мой правый фланг?

- Его прикроет 31-я стрелковая бригада. Если понадобится, брошу в бой 2-й мехкорпус.

В течение дня 27 ноября наступающие войска 3-й ударной армии медленно продвигались, отражая контратаки противника. К вечеру Маслов одним полком занял Крюково. После этого полк пришлось разделить: часть войск с танковым батальоном поддержки Маслов развернул на восток. Вскоре танки с десантом на броне ворвались на западную окраину Великих Лук. Здесь их остановил огнём из всех видов оружия полк пехоты 83-й дивизии. Немецкие пулемёты строчили буквально отовсюду. Все улочки старого города были перекрыты противотанковыми орудиями с охранением. Другой отряд полка - учебный батальон - полковник Маслов двинул на юг с задачей установить контакт с дивизией полковника Кроника. К исходу дня батальон с боем овладел Грибушино и перерезал железную дорогу Великие Луки - Новосокольники.

Тем временем правофланговый полк 257-й стрелковой дивизии занял часть Сергиевской Слободы - северного пригорода Великих Лук на западном берегу Ловати. Далее к югу начинался старый город с куполами церквей на высотах. Здесь попытка полковника Старикова продолжить наступление встретила жёсткий отпор. Слева от полка Старикова медленно пробивался через оборонительный обвод полк майора Чеснокова. Его батальоны вели упорные бои за укреплённые узлы в Таращанке и в совхозе Богдановском.

Уже стемнело, когда в штаб армии позвонил генерал Белобородов.

- Дивизия Кроника овладела Горушкой в семи километрах юго-западнее Великих Лук. Здесь наступающие части отражают контратаки со стороны Ширипина. Немецкий пленный показал, что в Ширипине и к югу от него держат оборону на высотах два полка 83-й пехотной дивизии с танками.

- Где 9-я гвардейская дивизия?

- Генерал Простяков продвигается. Сегодня его поддержала наша авиация. Особенно успешно продвигается его левый фланг. Полковник Кондратенко ввёл свой полк в прорыв в полосе дивизии Карапетяна, обошёл несколько укреплённых высот, а одну из них захватил. Это позволило Простякову двинуть в прорыв главные свои силы с танками, прикрыв коммуникации резервным полком. Там командует подполковник Романов. Это опытный командир. Он справится с задачей блокировать ширипинскую группировку с запада, развернувшись между наступающими в расходящихся направлениях главными силами Кроника и Простякова.

- Правильное решение. Пусть Простяков продолжает наступление на Остриянь. А как дела у Карапетяна в 46-й гвардейской?

- Здесь обстановка внушает некоторые опасения. Вчера Карапетян вырвался вперёд и занял Чернозём.

Однако сегодня его левый фланг контратакован с юга крупными силами. Карапетяну пришлось загнуть левый фланг - его соседка, 21-я гвардейская дивизия, отступила. Немцы потеснили левый фланг Карапетяна и вернулись в Варакино. Карапетян восстановил положение, бросив в бой резервы. Но сегодня к вечеру обстановка резко ухудшилась. В Разинки прибыл полк 3-й немецкой егерской дивизии, усиленный танками и артиллерией, и выбил Карапетяна из Чернозёма. Почему отступает 21-я гвардейская?

- Противник развернул 291-ю пехотную дивизию, следовавшую по железной дороге из Невеля в Витебск, и вернул её в Невель. Теперь её полк, усиленный танками 20-й мотодивизии, прибывающими в Невель из Новосокольников, с колёс атакует 21-ю гвардейскую.
Пусть Карапетян держится. Что-нибудь придумаем.

Галицкий положил трубку. Перед ним стоял начальник штаба армии. По выражению лица командующий понял, что дурные новости только начинаются.

- Только что получено донесение от партизан. В район города Насва за правым флангом у Маслова прибывают танки 8-й танковой дивизии.

- Пусть Маслов пошлёт своих разведчиков и проверит.

- Уже проверил. Всё подтвердилось. 8-я танковая дивизия стояла у немцев в тылу на пополнении и доукомплектовании. Теперь в ней от восьмидесяти до девяноста танков и два полка пехоты. Следом за танковой дивизией выдвигается бригада СС. Маслов считает, что пришли по его душу и просит немедленной помощи.

- Так. Это всё?

- Нет, не всё. С Волховского фронта через Новосокольники в Невель продолжают следовать эшелоны с мотопехотой и танками 20-й мотодивизии. Уже ясен стратегический замысел противника: с двух сторон подрубить под корень наступающую 3-ю ударную армию и окружить её под Великими Луками, превратив из охотника в дичь.

- М-да. Немцы это умеют делать. Именно так они расправились летом с Тимошенко под Харьковом. Правда, и танков у них там было побольше. Во всяком случае, нам нужно быть предельно осторожными. Теперь все резервы - на фланги. Есть ещё новости из штаба Белобородова?

- Штаб Белобородова просит подкреплений.

- Передайте им: ничем помочь не могу.











Отзыв:

 B  I  U  ><  ->  ol  ul  li  url  img 
инструкция по пользованию тегами
Вы не зашли в систему или время Вашей авторизации истекло.
Необходимо ввести ваши логин и пароль.
Пользователь: Пароль:
 

Проза: романы, повести, рассказы