ОБЩЕЛИТ.COM - ПРОЗА
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, критика, литературоведение. Проза.
Поиск по сайту прозы: 
Авторы Произведения Отзывы ЛитФорум Конкурсы Моя страница Книжная лавка Помощь О сайте прозы
Для зарегистрированных пользователей
логин:
пароль:
тип:
регистрация забыли пароль

 

Анонсы
    StihoPhone.ru



Добавить сообщение

Кампания 1942 года. Глава 180

Автор:
Глава 180.




Первый удар подошедшей с юга немецкой пехоты приняли на себя воздушные десантники. И всё же немецкий разведотряд просочился в лес, где проходил военный совет, и вышел прямо к штабу Белова. Генерал лично возглавил контратаку. Атакованные с двух сторон немецкие автоматчики поспешили убраться из леса до наступления темноты.

С целью сбить противника со следа в штабе Белова был составлен и скреплён подписями членов Военного совета "приказ",
согласно которому колонна Белова следовала, не разделяясь, через заболоченные леса далеко на запад, за реку Десна, с целью выхода к Варшавскому шоссе между Десной и Рославлем. В действительности предполагалось двигаться тремя колоннами с выходом к Варшавскому шоссе между Снопотью и Кировом, то есть значительно восточнее.

Доставку "приказа" противнику генерал Белов поручил начальнику корпусной разведки подполковнику Кононенко.

На опушку леса, где залегли в арьергарде спешенные кавалеристы полковника Зубова, как бы случайно выскочили из леса два всадника. С немецких аванпостов, располагавшихся в пятистах метрах южнее, всадников немедленно обстреляли. В ответ был открыт огонь с опушки из всех видов стрелкового оружия. Первый кавалерист, чья лошадь встала на дыбы, развернулся и ускакал в чащу леса. Второй всадник замешкался и повалился на землю вместе с лошадью, убитой снайпером из отряда Кононенко. Два разведчика подбежали к "раненому", подхватили под руки и унесли в лес. На убитой лошади осталась добротная сбруя с седлом и "приказ" в перемётной сумке. Несколько раз разведчики Кононенко делали вид, что ползут в сторону лошади, и всякий раз поворачивали назад, когда огонь с немецких аванпостов усиливался.

Вечером немцы возобновили наступление, и спешенные кавалеристы Зубова отступили в глубину леса. Прикрывавший отход арьергард рассказал в штабе о том, как сгрудились хозяйственные немцы возле лошади, как сняли с неё сбрую с седлом и отнесли в тыл.

Судя по тому как развивались события дальше, спектакль Кононенко имел успех.

Колонна штабистов Белова, которой предстояло, косвенно подтверждая на первых порах текст "приказа", двигаться к шоссе западнее двух остальных колонн, первой выступила ещё засветло на запад. Впереди шли дивизион разведки и дивизион связи. За ними следовал штаб Белова. Всего в колонне было 550 человек. Шли по азимуту через болотистое мелколесье. Сотни людей растянулись в цепочку и двигались след в след. Вода доходила до колен. Труднее всех приходилось коноводам с лошадьми, замыкавшим колонну. Лишь к утру выбрались на сухое место. Однако обсохнуть не успели. Со стороны шоссе подошли немцы. Белов и его люди попрыгали в сёдла и ускакали в лес, оторвавшись от преследования.

18 июня они вышли к Десне. Противника поблизости не было, но оставаться на восточном берегу было опасно. Река в этом месте была довольно глубока, но не широка, и её перешли без особых затруднений по сооружённому тут же мостику из брёвен. Переправиться с лошадьми вплавь не позволяло быстрое течение. Лошади с неохотой ступали на мостик и часто оступались. Когда с востока, со стороны арьергарда, послышалась пальба, коноводы побросали лошадей на берегу и перебежали реку по мостику.

Генерал Белов ждал коноводов с лошадьми в лесу, в десяти километрах за Десной. Увидев коноводов без лошадей, генерал порывался собственноручно их расстрелять, и комиссару Щелаковскому стоило больших усилий спасти провинившихся от расправы. Удастся ли теперь отряду оторваться от идущей по следу немецкой пехоты - это был вопрос. Нужно было сбить противника со следа. Генерал Белов разбил свой отряд на две колонны. Первой, большей, предстояло под прикрытием арьергарда отходить на юг берегом Десны. Вторая колонна в 200 человек - Белов с офицерами штаба, политруки, комендантский эскадрон, эскадрон разведки и взвод связистов с двумя радиостанциями - немедленно выступили строго на юг.

Утром 19 июня колонна вышла в район большого села Екимовичи. Остановились на днёвку в 15 километрах от села, в зарослях кустарника. Было холодно и пасмурно. Люди, уставшие донельзя и давно ничего не евшие, спали прямо на сырой от росы земле, прижимаясь друг к другу. В Екимовичи отправились разведчики из эскадрона Кононенко. Они не вернулись. Белову ничего другого не оставалось, как взять ещё западнее, обойти стороной Екимовичи и уже там пробираться на юг. Правда, этот маршрут в точности совпадал теперь с указанным в "приказе". Но выбирать уже не приходилось, во всяком случае генерал Белов, продумав весь день, пока его воинство спало, ничего лучшего не придумал. Некоторым утешением служило штабистам, оказавшимся в роли живца, то обстоятельство, что шансы трёх других колонн на успешный выход из окружения тем самым сильно повышались.

Перед выступлением с бивака подполковник Кононенко лично провёл инструктаж со всеми бойцами и командирами. При вспышке осветительной ракеты все должны были бросаться на землю лицом вниз и не поднимать головы, пока не последует дополнительный приказ "вперёд".

Когда далеко впереди, в трёх-четырёх километрах, и в самом деле стали взлетать над Варшавским шоссе одна за другой осветительные ракеты, все попадали лицом в росистую траву. После нескольких таких упражнений все промокли. Генералу Белову это надоело, и он предпочёл рискнуть безопасностью, запретив падать, пока до Варшавского шоссе не останется 500 метров. Высланная вперёд разведка донесла, что на шоссе никого нет, лишь на мосту через речушку дежурят двое немецких часовых. Кто-то из офицеров штаба предложил для верности снять часовых и перерезать проложенный вдоль шоссе на шестах телефонный кабель. Генерал запретил это делать. Над шоссе стелился туман. Шоссе перебегали парами, стараясь не шуметь.

Так, без единого выстрела, колонна Белова пересекла Варшавское шоссе и углубилась в редколесье к югу от него. Впереди, в 15 километрах к югу, на карте был обозначен густой лес. Нужно было добраться до него как можно быстрее, пока не рассеялся туман.

Уже было довольно светло, когда идущие впереди разведчики донесли, что отряд движется по отчётливо видимым следам большого немецкого отряда, прошедшего впереди в том же направлении.

Сворачивать было поздно и некуда. Когда взошло солнце, вышли к тому месту, где должен был начаться лес. Леса не было. Вместо леса насколько хватало глаз впереди из травы торчали свежие пеньки.




Отзыв:

 B  I  U  ><  ->  ol  ul  li  url  img 
инструкция по пользованию тегами
Вы не зашли в систему или время Вашей авторизации истекло.
Необходимо ввести ваши логин и пароль.
Пользователь: Пароль:
 

Проза: романы, повести, рассказы