ОБЩЕЛИТ.COM - ПРОЗА
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, критика, литературоведение. Проза.
Поиск по сайту прозы: 
Авторы Произведения Отзывы ЛитФорум Конкурсы Моя страница Книжная лавка Помощь О сайте прозы
Для зарегистрированных пользователей
логин:
пароль:
тип:
регистрация забыли пароль

 

Анонсы
    StihoPhone.ru



Добавить сообщение

Кампания 1942 года. Глава 128

Автор:
Глава 128.




Новый 1942 год гвардейцы 1-й дивизии генерала Руссиянова встретили в обороне на рубеже Разиньково, Труды-Меряево, Жерновец, в составе 13-й армии. Оборона для гвардейца отдых. Отдохнули быстро. В новогоднюю ночь все уже рвались в наступление.

Наконец 8 января был получен приказ командующего Юго-Западным фронтом сдать участок обороны другим частям и, приняв батальон бронебойщиков, вооружённых противотанковыми ружьями, выдвинуться к городу Щигры, где поступить в распоряжение командира 3-го гвардейского кавалерийского корпуса генерала Крючёнкина.

Совершив трудный стокилометровый марш по заснеженной пересечённой местности, дивизия Руссиянова прибыла в указанный район. В Елецкой операции Крючёнкин и Руссиянов наступали с юга на северо-запад на разных флангах. Теперь пехоте Руссиянова была поставлена задача прорвать оборону противника на участке Ханыки, Косаржа, обойти Щигры с севера, разгромить всю немецкую группировку в этом районе и тем самым открыть кавалерии Крючёнкина ворота для глубокого рейда в немецкий тыл.

В штабе Руссиянова полковник Кащеев развернул на столе новенькую карту местности. От обилия рек, речек, речушек, оврагов и населённых пунктов у склонившихся над картой офицеров зарябило в глазах. И если обилие оврагов было скорее на руку атакующей пехоте, то всё остальное было против неё. В целом район боевых действий представлялся исключительно трудным для наступления.

Начальник дивизионной разведки доложил сведения о противнике. Все населённые пункты были хорошо укреплены. Почти в каждом доме немцы оборудовали долговременные огневые точки. У обороняющихся имелись танки, как вкопанные в снег на высотах, так и готовые к немедленной контратаке из населённых пунктов.

Утром 18 января дивизия Руссиянова начала наступление. Вперёд, развернувшись в цепи побатальонно, двинулись два пехотных полка - 4-й и 85-й. Бойцы авангарда шли по глубокому снегу, прокладывая дорогу тем, кто сзади нёс на плечах пулемёты и тащил за собой пушки. Когда по всей полосе наступления цепи вышли к населённым пунктам и завязали бои в предполье укреплённых узлов обороны, по проложенным в снегу тропам вперёд пошёл и второй эшелон - 331-й и 355-й стрелковые полки. Их своевременное прибытие на поле боя определило успех первого дня наступления. Гвардейцами были освобождены Ханыки, Долгий Колодец, Хохловка и Косаржа. Все контратаки противника были отражены.

В следующие двое суток наступление развивалось всё в том же неторопливом темпе. К 21 января гвардейцы Руссиянова освободили 12 населённых пунктов и захватили в качестве трофеев 4 орудия, 17 пулемётов, 5 миномётов, 15 автомашин, 55 винтовок и боеприпасы в большом количестве.

21 января 85-й полк подполковника Козина с боем занял Удёрово и выдвинулся в направлении Крюково, Парменовка. Когда показались избы Парменовки, на атакующую пехоту авангарда в развёрнутом строю поползли 11 немецких танков. Полковая артиллерия Козина сильно отстала. Отражать танковую контратаку пришлось роте бронебойщиков лейтенанта Багирова, вооружённых противотанковыми ружьями. Когда первый танк остановился и загорелся в 150 метрах от залегшей цепи, остальные устремились на её фланги, ведя сосредоточенный огонь из пулемётов. На левом фланге немецких танкистов остановил сам лейтенант Багиров. Воспользовавшись тем, что танки контратаковали без поддержки пехоты, он подкараулил немецкий танк, и уже оказавшись в мёртвой зоне танковых пулемётов, выглянул из воронки и бросил под гусеницу связку гранат. На правом фланге два танка были подбиты девушкой-бронебойщицей, для которой бой за Парменовку был первым. Подбить третий танк она не успела, её прошила пулемётная очередь. Девушку посмертно наградили орденом Ленина. Танковая контратака была отражена.

Тем временем шёл ещё более жаркий бой за деревню Карташовка, уже занятую 355-м стрелковым полком. Контратаки противника следовали одна за другой. В роте младшего лейтенанта Журавлёва, оборонявшей поросшую лесом высотку за северной околицей, после шести контратак противника осталось 13 человек. Все они погибли, атакованные в седьмой раз сотней немецких пехотинцев, поддержанных двумя танками. Бой за высоту продолжался два часа. Вечером высота вновь была в руках гвардейцев.

30 января дивизия Руссиянова была отведена с передовой. К этому времени она освободила 21 населённый пункт, захватила 8 орудий, 7 миномётов, 3 крупнокалиберных, 12 лёгких и 4 зенитных пулемёта, 34 автомашины и 79 винтовок.

5 февраля генерал Руссиянов тепло простился с генералом Крючёнкиным и во главе авангарда дивизионной колонны отбыл в район Белгорода, где готовилось наступление 21-й армии генерала Гордова. Командарм поставил Руссиянову боевую задачу: во взаимодействии с 1-й танковой бригадой взять штурмом Лески в 35 километрах севернее Белгорода, занять станцию Беленихино и перерезать железную дорогу Белгород-Курск.

Наступление на Лески началось поздним вечером 20 февраля. Деревню оборонял сильный гарнизон в составе пехотного полка 222-й немецкой дивизии, усиленного батальоном альпийских стрелков, тяжёлой артиллерией, миномётами и танками. На подступах к деревне с юго-востока и северо-востока противник занимал высоты, с которых держал под перекрёстным огнём предполье, представлявшее собой километровое снежное поле без единого деревца, перегороженное минными полями и проволочными заграждениями. Железнодорожная насыпь в районе станции Беленихино была неоднократно полита водой и превращена в ледяной вал, втащить на который артиллерию для наступающих войск было практически невозможно.

Штурм деревни успехом не увенчался. В ходе артподготовки подавить разведанную систему огня противника не удалось, стрелковые цепи гвардейцев залегли посреди поля, прижатые к земле сильным огнём из всех видов оружия с нескольких направлений.

- Повторить артналёт! - приказал Руссиянов. Но и повторный артналёт не подавил систему огня обороняющихся. Тем временем два полка гвардейцев, не принимавшие участия в штурме, вышли к колее железной дороги Белгород - Курск. Под непрерывным огнём противника гвардейцы стали рубить ступеньки во льду, орудуя сапёрными лопатками и штыками, и карабкаться на насыпь. Авангардам удалось преодолеть ледовый вал и окопаться в снегу по другую сторону. Однако все попытки втащить на насыпь пушки ни к чему не привели.

Наступила морозная лунная ночь. Командиры полков докладывали: полки лежат в снегу, потери велики, много случаев обморожения.

- Что будем делать? - спросил Руссиянов у комиссара Филяшкина.

- А что? Переночуем как-нибудь в поле - а там и наступать будем.



Отзыв:

 B  I  U  ><  ->  ol  ul  li  url  img 
инструкция по пользованию тегами
Вы не зашли в систему или время Вашей авторизации истекло.
Необходимо ввести ваши логин и пароль.
Пользователь: Пароль:
 

Проза: романы, повести, рассказы