ОБЩЕЛИТ.COM - ПРОЗА
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, критика, литературоведение. Проза.
Поиск по сайту прозы: 
Авторы Произведения Отзывы ЛитФорум Конкурсы Моя страница Книжная лавка Помощь О сайте прозы
Для зарегистрированных пользователей
логин:
пароль:
тип:
регистрация забыли пароль

 

Анонсы
    StihoPhone.ru



Добавить сообщение

Кампания 1942 года. Глава 110

Автор:
Глава 110.



Уже неделю 9-я гвардейская дивизия Белобородова тщетно пыталась взять штурмом Захарово, укреплённый узел немецкой обороны на пути к Вязьме, под стенами которой вместе с тремя дивизиями 33-й армии генерала Ефремова оказались в окружении два батальона стрелков и часть сапёрного батальона 9-й гвардейской дивизии, отрезанные противником от главных сил на марше при недавнем отступлении.

Подавить систему огня обороняющейся в Захарово 17-й немецкой пехотной дивизии артиллеристам Белобородова не позволяла хроническая нехватка снарядов. А не подавив предварительно немецкую артиллерию (шесть артдивизионов) и многочисленные пулемётные гнёзда в оборудованных немцами дзотах подойти к околице Захарово было практически невозможно. Небо над Захарово полностью контролировала немецкая авиация. Во время очередной бомбёжки был смертельно ранен начальник дивизионной артиллерии Белобородова. Из показаний пленных было известно, что и в 17-й пехотной дивизии потери велики, а командир полка, забаррикадировавшегося в деревне, убит.

Белобородов доложил в штаб 43-й армии, что выполнить приказ генерала Голубева и взять штурмом Захарово сможет только во взаимодействии с соседними соединениями правого фланга 43-й армии и только при наличии достаточного количества снарядов.

Убедившись наконец, что начальственным криком и руганью Захарово не взять, генерал Голиков согласился с резонами Белобородова и позволил ему временно прекратить атаки и накопить артиллерийские боеприпасы. Тем временем на правом фланге 43-й армии Голубев произвёл перегруппировку.

12 февраля войска получили новые директивы. Белобородов должен был овладеть Захарово внезапным штурмом после усиленной артподготовки и во взаимодействии с соседями - 1-й гвардейской мотострелковой и 17-й стрелковой дивизиями.

Для достижения эффекта внезапности штурм назначили на вторую половину дня 13 февраля.

В 14 часов началась артподготовка. Передний край немецкой обороны окутался дымом от разрывов снарядов и мин. Когда артиллеристы и миномётчики перенесли огонь в глубину немецкой обороны, немецкая пехота спешно покинула блиндажи и по ходам сообщения устремилась в окопы и траншеи первой линии отражать атаку неприятельской пехоты. Однако на этот раз немцев ждал сюрприз: вместо атаки пехоты начался повторный артналёт. Немцы побежали обратно в блиндажи. Когда всё повторилось ещё раз, немецкая оборона была дезорганизована, пехота в замешательстве металась по ходам сообщений, и когда поднялся в атаку батальон стрелков Белобородова, он был встречен огнём не более четверти немецких огневых точек - остальные были подавлены артналётом или ослеплены сильным задымлением.

Рота старшего лейтенанта Крайко преодолела открытый участок местности, спустилась в глубокий и длинный овраг и по льду речки Дежна проникла на восточную окраину Захарово. Завязалась рукопашная. В окна изб полетели гранаты. Один за другим были уничтожены три пулемётных и два миномётных расчёта. Пулемётчики из пулемётного взвода установили на чердаках захваченных домов свои "максимы" и открыли из них сильный огонь. Услышав шум перестрелки, командир 258-го полка майор Романов бросил в атаку ещё два батальона. Одновременно 40-й полк подполковника Кондратенко и 33-й лыжный батальон капитана Бойко ворвались в Захарово с севера.

В четыре часа пополудни две роты лыжников 258-го полка по глубокому снегу обошли Захарово и вышли в тыл к немецкому гарнизону, перерезав дорогу на Вязьму. Потеряв на дороге несколько патрульных бронемашин, немцы подтянули с запада десять грузовиков пехоты с шестью танками. Восемь из десяти грузовиков и четыре танка из шести были уничтожены артналётом тяжёлых гаубиц Белобородова, корректируемым лыжниками по радио. Остальные отступили, предоставив гарнизон Захарово собственной участи. В пять часов вечера Захарово было очищено от немцев. Лишь немногим удалось уйти по бездорожью со стрелковым оружием, разбившись на небольшие группы.

Всю следующую неделю немецкая пехота, поддержанная танками, не переставая контратаковала, пытаясь вернуться в Захарово. Правое крыло 43-й армии генерала Голубева в составе 1-й гвардейской мотострелковой, 9-й гвардейской и 93-й стрелковой дивизий медленно теснило противника к реке Воря, отражая все контратаки.

В канун 24-й годовщины Красной Армии все части дивизии Белобородова получили новые, гвардейские номера. Взамен у Белобородова забрали в армейский резерв 210-й гаубичный полк и урезали штатный состав других частей, оставив в составе дивизии из батальона разведки и батальона связи только по роте.

Остаток зимы гвардейцы Белобородова медленно продвигались к Вязьме той же дорогой, которой месяц назад поспешно отступили, потеряв на марше арьергард.

24 февраля они освободили деревню Гречишенки. 26 февраля гвардейцы ворвались в Ильенки и Коркодиново, захватив штабы двух полков, 16 орудий и обоз 17-й пехотной дивизии. Белобородов заранее отправил в немецкий тыл разведчиков, чтобы отыскать на лесных тропах свой отрезанный арьергард, с которым поддерживалась эпизодическая связь через штаб 33-й армии. Разведчики отыскали отряд капитана Сучилова в десяти километрах за линией фронта. В ту же ночь Сучилов повёл свой отряд на прорыв. В отряде оставалось 200 человек. Три недели они питались трофейными консервами и стреляли трофейными патронами, переходя на тридцатиградусном морозе от села к селу и совершая набеги на небольшие немецкие гарнизоны в поисках боеприпасов, еды и тепла. Пушки тянули на себе, впрягшись в самодельные упряжки.

Выйдя лесом к деревне Берёзки, Сучилов наткнулся на сильный гарнизон. Сутки он вёл тяжёлый бой, ожидая помощи Белобородова, но не дождался и, расстреляв боеприпасы, отступил обратно на запад.

В ночь на 28 февраля остатки отряда Сучилова вышли из леса на звуки канонады к позициям Белобородова, ведущего бой за Берёзки. Во главе отряда был лейтенант Курильчик. Все старшие офицеры отряда к этому времени выбыли из строя. Люди были похожи на тени. Все имели обморожения и ранения различной тяжести. Всех окруженцев отправили в полевой госпиталь и представили к награде.

В первых числах марта гвардейцы Белобородова форсировали Ворю, захватили плацдарм и во взаимодействии с соседними 93-й и 415-й стрелковыми дивизиями выдвинулись в направлении на Замытское. Однако сопротивление противника за рекой оказалось гораздо более упорным. Отозвав в тыл остатки разбитой 17-й пехотной дивизии, немецкое командование подтянуло по дороге Валухово-Берёзки три пехотных полка - 112-й, 507-й и 508-й - и 10-й мотоциклетный батальон. Между тем Белобородов подкреплений почти не получал, и его "полки" сократились по численности до полутора-двух рот нормального состава. Завязались упорные встречные бои. Генерал Голубев гнал Белобородова вперёд - навстречу со стороны Вязьмы на прорыв пошли три дивизии генерал-лейтенанта Ефремова.

Спустя некоторое время на позиции Белобородова из леса вышли сапёры из группы Сучилова, которых уже давно в штабе Белобородова считали пропавшими без вести. Оказалось, что сапёры входили в сводный отряд охраны штаба генерала Ефремова. Они рассказали, что прорыв Ефремова успехом не увенчался. Прорваться за реку Угра смогли лишь немногочисленные разрозненные группы бойцов и командиров. В районе Угры генерал-лейтенант Ефремов был ранен в бою, затем окружён, и наконец застрелился, чтобы избежать грозившего ему неизбежного плена. Остатки его войск ушли обратно в глухие леса и влились в партизанские отряды.




Отзыв:

 B  I  U  ><  ->  ol  ul  li  url  img 
инструкция по пользованию тегами
Вы не зашли в систему или время Вашей авторизации истекло.
Необходимо ввести ваши логин и пароль.
Пользователь: Пароль:
 

Проза: романы, повести, рассказы