ОБЩЕЛИТ.COM - ПРОЗА
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, критика, литературоведение. Проза.
Поиск по сайту прозы: 
Авторы Произведения Отзывы ЛитФорум Конкурсы Моя страница Книжная лавка Помощь О сайте прозы
Для зарегистрированных пользователей
логин:
пароль:
тип:
регистрация забыли пароль

 

Анонсы
    StihoPhone.ru



Добавить сообщение

Кампания 1942 года. Глава 109

Автор:
Глава 109.



К вечеру 18 февраля всего шесть километров отделяли друг от друга аванпосты генерала Белова и полковника Соколова западнее Вязьмы. Белов перерезал железную дорогу Смоленск - Вязьма. Соколов перерезал и автостраду, заняв Азарово и Черново. Фон Клюге подтянул к узкой горловине готового замкнуться западнее Вязьмы котла три бронепоезда и бросил на Соколова всю штурмовую авиацию. Когда батальон гвардейской кавалерии Белова, прорвавшись на узком участке, вышел к автостраде между Азарово и Черново, полковника Соколова там уже не было: тот вывел 11-й кавалерийский корпус из-под огня бронепоездов и укрыл от бомбёжек в лесу севернее Издешкова.

25 февраля настала очередь Белова. Убедившись, что новое большое наступление русских "в ознаменование 23 февраля", которого в немецких штабах не без трепета ожидали, не состоялось, осторожный фон Клюге перенёс тяжесть удара на Белова и энергично контратаковал его вытянутое с юга на север дефиле с трёх сторон пехотой и танками при поддержке авиации и бронепоездов.

41-я кавалерийская дивизия была выбита из Яковлево и отброшена, затем танки и пехота фон Клюге заняли Беломир, Бекасово и Сакулино и к вечеру 26 января авангард Белова - дивизия Глинского и бригада парашютистов Ануфриева - оказался в окружении. Свободных резервов у Белова не было. Пришлось оставить слабые заслоны под Вязьмой и двинуть главные силы на выручку авангарда. Генерал Баранов повёл два полка 1-й гвардейской кавалерийской дивизии на Беломир, за ним подтягивались 2-я гвардейская и 57-я кавалерийские дивизии. 2-я дивизия была контратакована танками. У артиллеристов Белова, давно переставших получать снаряды от Жукова и Соколовского, под рукой были только выкопанные из снега снаряды, брошенные осенью Коневым при отступлении. Из каждых десяти таких снарядов только у одного срабатывал взрыватель. Вскоре от артиллерии 2-й гвардейской кавалерийской дивизии ничего не осталось: она была раздавлена танками. Тем не менее энергичный манёвр Белова принёс свои плоды: вечером 27 февраля дивизия Глинского и бригада Ануфриева прорвались с севера и вышли из окружения на позиции 2-й гвардейской кавдивизии.

Узнав об этом, Жуков немедленно подтвердил Белову прежнюю задачу: установить контакт с кавалерией Соколова и замкнуть котёл западнее Вязьмы. План операции Белову предлагалось разработать самостоятельно. Белов предложил совершить внезапный набег на железнодорожный мост через Днепр в десяти километрах западнее Издешкова и взорвать его, основательно нарушив тем самым коммуникацию фон Клюге и сильно ограничив ему возможности для маневрирования бронепоездами. Главный удар наносили с юга парашютисты 8-й воздушно-десантной бригады. 41-я кавалерийская дивизия прикрывала десантников справа и своим авангардом должна была перерезать и взорвать железную дорогу восточнее моста, не подпуская тем самым к мосту на прямой выстрел немецкий бронепоезд, базирующийся в Вязьме. 2-я гвардейская кавалерийская дивизия прикрывала десантников слева и взрывала полотно западнее моста, не подпуская к мосту два других бронепоезда, базирующихся на Оршу и штаб группы армий "Центр".

Операция началась успешно: сапёры 41-й кавалерийской дивизии взорвали полотно восточнее моста, сапёры 2-й гвардейской - полотно западнее моста. Но и фон Клюге был не прост. Он заранее отозвал один бронепоезд в Оршу, другой - в Вязьму, а третий поставил непосредственно рядом с мостом. Этот бронепоезд и остановил парашютистов, вынудил их залечь в шестидесяти метрах от моста и не подпустил ближе ни на шаг. Тем временем фон Клюге воспользовался уходом из-под стен Вязьмы главных сил Белова и предпринял энергичную вылазку из города, ударив в стык между 75-й кавалерийской дивизией и 329-й стрелковой дивизией. Прорвав фронт блокады, немцы сами окружили 329-ю стрелковую дивизию и 250-й воздушно-десантный полк, расчленив тем самым группировку генерала Ефремова.

Жуков по горячим следам попытался смешать фигуры и свалить всю вину за обозначившийся оперативный провал под Вязьмой на генерала Белова. "Кто дал вам право снимать заслоны под Вязьмой? За самоуправство ответите по всей строгости", - разразился Жуков радиограммой 5 марта. У генерала Белова, однако, все ходы были записаны, а пытаться взять его на испуг было делом безнадёжным. В ответной радиограмме генерал хладнокровно перечислил номера приказов Жукова, недвусмысленно запрещавших Белову сосредоточивать и связывать мобильные войска вблизи укреплённых узлов обороны противника.

Убедившись, что продолжение пикировки в радиоэфире приведёт лишь к нежелательному для командования Западным фронтом выносу сора из избы, Жуков скрипя зубами предоставил генералу свободу действий, попросив лишь об одном: не бросать в беде 33-ю армию. "Не бросайте Ефремова. Без вашей помощи он погибнет".



Отзыв:

 B  I  U  ><  ->  ol  ul  li  url  img 
инструкция по пользованию тегами
Вы не зашли в систему или время Вашей авторизации истекло.
Необходимо ввести ваши логин и пароль.
Пользователь: Пароль:
 

Проза: романы, повести, рассказы