ОБЩЕЛИТ.COM - ПРОЗА
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, критика, литературоведение. Проза.
Поиск по сайту прозы: 
Авторы Произведения Отзывы ЛитФорум Конкурсы Моя страница Книжная лавка Помощь О сайте прозы
Для зарегистрированных пользователей
логин:
пароль:
тип:
регистрация забыли пароль

 

Анонсы
    StihoPhone.ru



Добавить сообщение

Кампания 1942 года. Глава 98

Автор:
Глава 98.


Оставив в Москве генерал-майора Анисова - в прошлом помощника Ватутина в Оперативном управлении Генштаба, затем начальника штаба Резервного фронта, а теперь начальника штаба 57-й армии, - выбивать в тыловых управлениях Генштаба артиллерию и стрелковое оружие, а в кадровом управлении - толковых офицеров для штаба армии, - генерал-лейтенант Рябышев засветло вылетел в Сталинград, надеясь заночевать на месте и сэкономить сутки.

Спешка - плохой советчик, особенно на войне.

Самолёт был замечен и атакован "Мессершмиттом". Немецкий пилот прошил крыло транспортного самолёта короткой очередью издалека и бросился в погоню. Совершив противосамолётный манёвр, пилот Генштаба спикировал к самой земле и сумел ускользнуть благодаря вечерним сумеркам, но до Сталинграда не дотянул и совершил вынужденную посадку в чистом поле. Уже была ночь. Стоял лютый мороз. Под завывание ледяного ветра генерал Рябышев и комиссар Воронин до рассвета пританцовывали вокруг самолёта, чтобы хоть немного согреться. Когда рассвело, метель утихла и стал виден посёлок. В посёлке оказался телефон. До Сталинграда было 70 километров. Остаток пути генерал с комиссаром проделали в присланной за ними машине.

Кроме формирования 57-й армии Ставка возложила на Рябышева контроль за строительством трёх укреплённых линий обороны на подступах к городу. На строительстве трудились жители города и области в нерабочее время, отработав предварительно смену на основном месте работы.

В состав 57-й армии должны были войти восемь дивизий, из них шесть стрелковых и две кавалерийских. Шесть дивизий формировались в городе и области, одна формировалась в Астрахани (главным образом из рыбаков, прошедших военную подготовку в территориальных частях), а 79-я кавалерийская дивизия полковника Головского и вовсе формировалась в Средней Азии из русских, казахов, туркмен, узбеков, таджиков и украинцев старших возрастов с опытом службы в кавалерии Красной Армии.

Винтовками подразделения были обеспечены на 20 процентов. Сёдла для кавалерии не были получены. Артполки дивизионного подчинения имели по 3-4 орудия. Полковой артиллерии не было вовсе. Два месяца понадобилось генерал-лейтенанту Рябышеву и его начальнику штаба, чтобы завершить формирование армии.

28 декабря 1941 года 57-я армия в 153 эшелонах прибыла из Сталинграда в район Старобельска. Получив в местах выгрузки недостающие винтовки и сёдла, остаток пути к району развёртывания войска проделали, построившись в маршевые колонны.

Стоял тридцатиградусный мороз. Все дороги в районе Старобельска были заметены метелью. Войска шли ночами по снежной целине, выбиваясь из сил. Автомобилей было несколько штук на всю армию. Имелся большой некомплект полевых кухонь и хлебопекарен. На марше встретили Новый 1942 год.

5 января, не потеряв в пути ни одного человека, генерал-лейтенант Рябышев вывел армию к району сосредоточения.

Спустя ещё неделю в штаб Рябышева в Старобельске приехал командующий Южным фронтом генерал-лейтенант Малиновский. Он был в новенькой бекеше цвета хаки и от этого выглядел особенно подтянутым и помолодевшим. Не прошло и полугода с тех пор, как эти двое генералов расстались в Новомосковске под Днепропетровском. Тогда Рябышев командовал фронтом, а Малиновский - армией. Теперь их роли поменялись.

- Ну, докладывайте, как вы подготовились к наступлению, - весело сказал, подсаживаясь к штабному столу, Малиновский.

- В полосе наступления 57-й армии, правофланговой армии Южного фронта, противник держит оборону по обрывистому правому берегу Северского Донца силами 257-й пехотной дивизии и частью войск 298-й пехотной дивизии. Первоначальный прорыв обороны противника на узком участке фронта обеспечен. Здесь мы создали семикратное преимущество в живой силе, более чем двукратное преимущество в полевых орудиях, двукратное преимущество в ручных пулемётах и восьмикратное преимущество в миномётах, уступая противнику только в станковых пулемётах. Однако для успешного развития наступления нужен существенно больший резерв боеприпасов, ГСМ, продовольствия и фуража, чем удалось сформировать штабу армии на сегодняшний день. Сейчас мы имеем 16 полевых орудий на километр фронта. Выдерживать такую же плотность орудийного огня в дальнейшем будет крайне сложно. Сильнопересечённый характер местности в полосе наступления (от тридцати до сорока километров по фронту) не способствует манёврам артиллерией. К тому же вместо предусмотренных Уставом четырёх боекомплектов снарядов мы имеем в наличии только два с половиной, а запас ГСМ, продовольствия и фуража у нас от силы на неделю вместо положенных одиннадцати дней.

- На войне всегда чего-нибудь не хватает, тут уж ничего не поделаешь, - сказал Малиновский. - За фураж не беспокойтесь: всю кавалерию я у вас забираю. Она войдёт в состав 5-го кавалерийского корпуса генерал-майора Гречко, подчиняющегося непосредственно командованию фронта. 337-ю стрелковую дивизию я пообещал вашему правому соседу - командарму 6-й армии Юго-Западного фронта генералу Городнянскому. Взамен получите три танковых бригады, три артполка, три миномётных дивизиона и закалённую в боях за Днепропетровск 255-ю стрелковую дивизию генерала Замерцева. Теперь его дивизия занимает позиции на левом берегу Северского Донца на участке от устья Оскола до станицы Яровая. Как намерены распорядиться танками?

- Одну бригаду оставим в резерве, из двух других создадим ударную группу, которая во взаимодействии с левым соседом - 37-й армией - ударит с тыла по славянско-краматорскому выступу противника и поможет фронту расширить прорыв.

Малиновский поморщился.

- Не мудрствуйте. Распределите танки по стрелковым дивизиям. Это нужно для поднятия боевого духа наступающей пехоты и даст свободу рук командирам дивизий. Не нужно преувеличивать оперативность реагирования штаба армии на все возникающие в ходе наступления коллизии. В резерве оставите одну стрелковую дивизию. Насколько хорошо вами разведаны секторы огня противника и слабо прикрытые проходы в его обороне?

- Вполне достаточно, чтобы начать наступление без артподготовки. Результаты артподготовки окажутся гораздо весомее, когда у меня на том берегу Северского Донца будут повсюду выставлены артиллерийские наблюдатели. Я уже не говорю о большой экономии снарядов, которых так не будет хватать в дальнейшем.

- Вы предлагаете мне нарушить Устав и взять на себя ответственность за возможные последствия. Что думают о вашем предложении командиры дивизий?

Выслушав мнение командиров дивизий, Малиновский утвердил план генерала Рябышева со своими поправками.

Наступление началось перед рассветом 18 января внезапной атакой пехоты через проходы между разведанными узлами вражеской обороны. Форсирование реки благодаря эффекту внезапности повсюду прошло успешно. Смяв слабые немецкие аванпосты, дивизии быстро прорвали две линии обороны и продолжили продвижение. Вслед за пехотой по глубокому снегу двинулись артиллерия и обозы.

Во второй половине дня сопротивление противника заметно усилилось. Противником были предприняты контратаки. Тем не менее к исходу первого дня наступления немцы были выбиты из населённых пунктов Донецкий, Топольской, Перекоп , Сухая Каменка. После упорного боя, продолжавшегося до темноты, были заняты сёла Сисинки и Викнино в глубине немецкой обороны. И только ничем внешне не примечательное село Красный Яр на высоком берегу Северского Донца оказалось, вопреки первоначальным сведениям армейской разведки, хорошо укреплённым узлом немецкой обороны, и не было взято. В лесу, окружавшем село с трёх сторон, противником были сооружены минированные завалы, между деревьями натянута в несколько рядов колючая проволока, между её рядами шли сплошные минные поля. В самом селе оказался батальон немецкой пехоты с большим запасом огневых средств всех видов. Гарнизон занял круговую оборону и отразил все атаки.

К ночи мороз усилился. Повалил снег. Поднялся ледяной ветер. Командир 335-й стрелковой дивизии подполковник Волосатых в донесении командарму посетовал на отсутствие в полосе наступления его дивизии населённых пунктов, где можно было бы накормить и обогреть выбившиеся из сил войска. Что мог ответить генерал Рябышев подполковнику Волосатых? Он предложил ему поскорей захватить какой-нибудь узел немецкой обороны и таким образом решить свои проблемы, не отвлекая понапрасну штаб армии от руководства операцией.

Танки в первый день наступления участия в боях не принимали. Лишь с наступлением темноты в ночь на 19 января танковые бригады форсировали Северский Донец, прошли через подготовленные сапёрами эскарповые проходы на правом берегу и распределились между наступающими стрелковыми дивизиями.

Прежде чем ненадолго отправиться спать, генерал Рябышев и его начальник штаба поздравили друг друга с успехом. Продвижение в первый день составило пять-шесть километров. Было захвачено 12 орудий разных калибров и 11 пулемётов.
Танки успешно вошли в прорыв. Немногочисленные немецкие аванпосты откатывались на запад, преследуемые по пятам стрелками Рябышева. На 35-градусном морозе у немецев повсеместно отказывало автоматическое оружие.

Рябышеву и Анисову было с чем сравнивать. У их правого соседа, 6-й армии генерала Городнянского, продвижение в первый день Барвенково-Лозовской операции составило три километра. Успехи левого соседа, 37-й армии, были ещё скромнее. 12-я армия и вовсе не продвинулась ни на шаг.







Отзыв:

 B  I  U  ><  ->  ol  ul  li  url  img 
инструкция по пользованию тегами
Вы не зашли в систему или время Вашей авторизации истекло.
Необходимо ввести ваши логин и пароль.
Пользователь: Пароль:
 

Проза: романы, повести, рассказы