ОБЩЕЛИТ.COM - ПРОЗА
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, критика, литературоведение. Проза.
Поиск по сайту прозы: 
Авторы Произведения Отзывы ЛитФорум Конкурсы Моя страница Книжная лавка Помощь О сайте прозы
Для зарегистрированных пользователей
логин:
пароль:
тип:
регистрация забыли пароль

 

Анонсы
    StihoPhone.ru



Добавить сообщение

Кампания 1942 года. Глава 47

Автор:
Глава 47.


Отправив разведчиков по шоссе на поиски штаба кавалерийской дивизии полковника Гречко, капитан Архипов связался по радио с полковником Бутманом-Дорошкевичем. Тот пообещал ускорить прибытие в Полтаву полковой автоколонны и предупредил, что особенно рассчитывать на помощь тыловиков штаба бригады, ещё только разворачивающегося в лесу восточнее Полтавы, капитану Архипову не стоит, а решать все текущие проблемы капитану пока лучше самостоятельно в вышестоящих штабах непосредственно в Полтаве. Так капитан и поступил.

Решая свои проблемы, он несколько раз в течение утра 16 сентября пересёк охваченную дымом пожаров Полтаву из конца в конец, пока, проезжая по улице Фрунзе, не увидел в кабине остановившегося рядом автомобиля генерала Фекленко и члена Военного совета 38-й армии комиссара Попеля. Последний улыбался и махал рукой капитану, с которым они были знакомы по Финской кампании.

О том, как Попель во главе авангарда 8-го мехкорпуса ворвался в Дубно, как был блокирован немцами и как вырвался из внутреннего кольца окружения, как вынужден был взорвать танки, оставшиеся без горючего и снарядов, и как в конце концов вышел к своим вместе с отступавшей с боями от самой границы 124-й стрелковой дивизией, Архипов уже знал. Знал он и о повышении в должности комкора Фекленко и комиссара Попеля до командарма и члена Военного совета 38-й армии.

- Так ты теперь командуешь полком? Поздравляю! – приветствовал Архипова Фекленко. - А в Санжары не ходи, там уже немцы. Гречко отводит кавалерийскую дивизию за Ворсклу. Попробуй остановить немцев на высотах южнее Мачихи, уперев в Ворсклу левый фланг и эшелонировав оборону до самой Полтавы. Вкапывай танки в землю, устраивай засады, минируй дороги, веди разведку. Задержи фон Клейста на два-три дня, а там и подкрепления подойдут. Пока же получи роту полтавской милиции и 40 учебных танков тракторного училища , это весь наш армейский резерв. Штаб разверни поближе к городскому аэродрому, защита которого в любом случае ложится на твой полк. С нами держи связь через оперативного дежурного, он сидит на почтамте. Так будет надёжнее. Обстановка меняется очень быстро, и на устойчивую телефонную и радиосвязь между штабами рассчитывать не приходится. Желаю успехов!

Было десять часов утра. Вернувшись в штаб полка на южной окраине Полтавы, капитан двинул батальон КВ и Т-34, усиленный артдивизионом и зенитной ротой, на Мачиху следом за разведотрядом, ранее выдвинувшимся в район Санжар, а затем и сам выехал в сторону Мачихи на командирском танке, приказав командиру батальона Т-34 оборудовать резервный рубеж обороны на полпути между Мачихой и Полтавой, а командирам батальонов мотострелков и лёгких танков готовить третью линию, используя в качестве укрытий каменные строения на южной окраине города. Резервы и штаб капитан разместил в районе аэродрома, прикрыв старыми учебными танками. В штабе армии пообещали обеспечить хорошее прикрытие участка шоссе Полтава – Мачиха истребителями с воздуха.

Когда до Мачихи оставалось пять километров, слева, из-за реки, послышалась канонада. Сначала капитан Архипов обрадовался, решив, что это тяжёлая артиллерия Юго-Западного фронта ведёт огонь через реку, но радость его была недолгой. Навстречу ему со стороны Мачихи двигалась в рассредоточенном строю, маскируясь от авиации противника, колонна спешенных кавалеристов в бурках.

- Что же так поздно, капитан? – приветствовал Архипова полковник Гречко. – Мы ждали, что вы смените нас ещё вчера, когда были целы наши лошади. Теперь все лошади перебиты немецкой авиацией. Я уже отвёл главные силы за реку. Слышите? Там идёт бой с мотоциклистами и мотопехотой фон Клейста, который наступает по обоим берегам Ворсклы. Теперь отвожу и арьергард.

Прежде чем расстаться с капитаном, полковник показал ему на карте все окрестные высоты, перелески, речушки, овраги, балки и урочища.

- Будьте осторожны, капитан. В лесу между Мачихой и рекой легко может укрыться сильный разведотряд противника. Там есть просёлок, идущий вдоль реки.

Предостережение полковника оказалось пророческим. Едва капитан Архипов разместился в подготовленном в Мачихе НП, как в село ворвался с востока выскочивший из леса отряд немецких мотоциклистов, за ним следовали пять танков и двенадцать бронемашин и грузовиков с мотопехотой. Плохо пришлось бы капитану Архипову, если бы капитан Богачёв, проследовав с тяжёлыми и средними танками первого батальона через Мачиху впереди командира полка, не оставил в Мачихе засаду из двух КВ. Пока один из КВ, выскочив из засады, расстреливал в упор, опрокидывал и давил гусеницами немецкий разведотряд, второй КВ преградил немцам выезд из села. В несколько минут всё было кончено. Никто из немцев не спасся. Тем временем на НП командира полка стали прибывать полковые разведчики. Они сообщили крайне неприятную новость. Правый фланг Архипова был глубоко обойдён ещё одной колонной фон Клейста, движущейся по параллельному шоссе в двадцати километрах к западу. Авангард этой колонны уже вышел к Решетиловке западнее Полтавы, занял Решетиловку и, свернув на перекрёстке левым флангом влево, оседлал шоссе Киев – Полтава, а правым флангом продолжил движение в обход Полтавы с северо-запада, стремясь выйти к Ворскле севернее, заперев тем самым защитников города в предмостном укреплении на западном берегу.

Капитан Богачёв вышел на связь и доложил, что его авангард готов атаковать любую из двух колонн противника западнее Ворсклы. Он сообщил также, что противник прекратил движение, ожидая, по-видимому, подхода бензовозов и подкреплений со стороны кременчугской переправы.

- В таком случае не будем опережать события. Наш правый фланг не обеспечен. Закапывайте танки в землю, разворачивайте гаубицы в садах Мачихи и будьте готовы встретить противника в огневой засаде.

Около полудня обе колонны фон Клейста возобновили наступление. Когда от идущих впереди мотоциклов до позиций Богачёва осталось 500 метров, залп двенадцати гаубиц, развёрнутых в Мачихе, накрыл голову немецкой колонны. Одновременно открыли огонь из засады танкисты капитана Богачёва. Произведя залп прямой наводкой, три роты тяжёлых и средних танков вышли из укрытий и в развёрнутом строю контратаковали противника по пятикилометровому фронту, обращённому на юго-запад. Смяв и опрокинув голову колонны, они погнали немцев на Санжары. Противник вызвал бомбардировщики. Встреченная краснозвёздными истребитеелями, эскадрилья немецких пикировшиков потеряла три машины и оставила поле боя, не причинив танкистам и артиллеристам вреда. На подходе к Санжарам танкистов Богачёва встретил сильный огонь немецкой артиллерии. Прямым попаданием снаряда был сорван люк с головного КВ. Механик-водитель получил тяжёлую контузию.

- Немедленно отходите под прикрытием авиации, - приказал Богачёву командир полка. Оставьте в Мачихе аванпост для наблюдения за противником, а танки и тяжёлую артиллерию отводите к резервной линии обороны.

Канонада стала стихать. Над полями и садами к юго-западу от Полтавы наступила тишина. Солнце припекало. В Мачихе сильно дымили горящие танки, бронемашины и грузовики. Над НП капитана Архипова на большой высоте зависла немецкая «рама». До пяти часов вечера противник не возобновлял наступления.






Отзыв:

 B  I  U  ><  ->  ol  ul  li  url  img 
инструкция по пользованию тегами
Вы не зашли в систему или время Вашей авторизации истекло.
Необходимо ввести ваши логин и пароль.
Пользователь: Пароль:
 

Проза: романы, повести, рассказы