ОБЩЕЛИТ.COM - ПРОЗА
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, критика, литературоведение. Проза.
Поиск по сайту прозы: 
Авторы Произведения Отзывы ЛитФорум Конкурсы Моя страница Книжная лавка Помощь О сайте прозы
Для зарегистрированных пользователей
логин:
пароль:
тип:
регистрация забыли пароль

 

Анонсы
    StihoPhone.ru



Добавить сообщение

БЕСКОНЕЧНЫЙ ДОМ

Автор:
Да... И вот что хотел бы я ещё сказать: игра в бесконечный дом прелестна вдобавок и тем ещё, что первые семь-восемь комнат вполне пригодны для спокойной жизни, вполне приспособлены для этого, в меру тесны, в меру уютны, в меру набиты книгами и мебелью, и обеспечены достаточными удобствами, в них можно вполне прилично прожить всю свою жизнь, если только победить в себе любопытство (основной источник бед человеческих - по утверждению некоторых моих знакомых философов), если только не соваться дальше необходимых для удовлетворения разумного набора надобностей помещений, туда, где начинают попадаться дверки с музыкой и лестницы в никуда, где начинаются коридорчики с приговором и комнатки, из которых не выйти обратно, не отгадав словца или же, не повернувшись полуторным оборотом на нужной паркетинке с нужною буквицей, например, или, например, не влезши в какой-нибудь старинный и тяжеленный шкаф с отделениями и каморками, полками дальних странствий и ящиками, сходящими в таинственные погреба с отметинами на тускло мерцающих стенах...
...если только не соваться туда, где начинают бродить призраки, где каждый следующий этаж открывается долгим, логически безупречным, но очень запутанным заклятьем, которое надо ещё исхитриться не позабыть, чтобы вернуться...
По этому дому блуждать можно было вечно, уходя всё глубже, увлекшись открыванием всё новых уровней, убеганием от новых уродцев и прячась от новых призраков, и забывая понемногу формулы возврата.
Эта тема могла бы дать начало фантастическому рассказу о квартире, которая увеличивалась бы каждую ночь ровно на одну комнату, дававшей, что ни сутки отросток дальше и вглубь, то, повторяя виденные когда-то закутки и каморки, то, распахивая бесконечно-высокие оранжереи и веранды перед испуганным взором исследователя-квартиранта. О квартире-дереве, накапливающей всё новые надобности и интересы, которая превращается постепенно в ландшафт и лабиринт, в которой жилец становится незаметно подопытным существом, становится символом на трёхмерном экране в бесконечной игре некоего высшего существа, глядящего иногда туманной фрескою из-под сводов, а иногда и с безоблачного небосвода гигантских залов-парков на самой границе возникающих миров – всемирным и едва различимым существом, располагающим лишним измерением, глядящим сверху ликом божества, возможно ложным ликом, возможно только органом мимикрии, удовлетворяющим страсть подопытного квартиранта к различению высшего разума. Играющий не обязан быть действительно видимым для того, с кем он играет.
Элемент фантастики заключён был бы в том непреложном обстоятельстве, что реальную квартиру плотнейшим образом окружает реальный мир, в том числе – множество других квартир, а четвёртое измерение нарушает физические законы справедливости.
Иначе говоря, в жизни настоящих людей карамазовских трагедий не бывает – они не успевают там произойти. Там они загнаны в давку жизни и гибнут иногда от отсутствия пространства для их полноценного развития, иногда – от несуществования четвёртой координаты жизни, которой располагает сочинитель.
Там они достаточно оперативно решаются инсультами и беспорядочными скандалами, или же, например, почечно-каменной болезнью на почве нервных и физических перегрузок... да обычной и, что совершенно убийственно для трагедии – ежедневной, заботой о пропитании, наконец. Там трагедии не распространяются долго и подробно, там цель – выжить, а не достичь глубины ситуации.
Просто каждый нормальный человек КАЖДОЕ утро уходит на работу. И всё. А на работе страсти по Достоевскому съёживаются моментально и обретают истинный масштаб. На работе совсем другие бывают сюжеты, не менее, заметим, интересные, которые и помогают людям успокоить разбушевавшуюся духовность.
...если не посвятить специально часть своей жизни игре в Достоевского, надеясь вызнать при этом чего-нибудь эдакого, превосходящего и объемлющего...

...скажет провинциал и шкодливо побежит глазками вбок. Ну что взять-то с него? Да и нечего! Именно к страстям в рабочее время приучала подданных последняя Империя. Тогда как предпоследняя приучала оных к страстям в имении, на прокорме у ПРОСТЫХ людей. В последней Империи тоже, кстати, сводилось то всё к жизни за счёт тех самых, ПРОСТЫХ.

Секрет неисчезновения заключался в сдержанности, в спокойной жизни возле лабиринта, от кухоньки до круглого зальца, через коридорчик с поворотом и тупичком направо, где можно обнаружить тесный и уютный кабинетик с полками книг до потолка, каждая из которых - новый бесконечный лабиринт, в который, впрочем, тоже допустимо не входить, а так - постоять у обложки, полюбоваться, посмаковать название, помечтать...

Отзыв:

 B  I  U  ><  ->  ol  ul  li  url  img 
инструкция по пользованию тегами
Вы не зашли в систему или время Вашей авторизации истекло.
Необходимо ввести ваши логин и пароль.
Пользователь: Пароль:
 

Проза: романы, повести, рассказы