/ из воспоминаний/
В нашем небольшом городке был тогда настоящий профессиональный драматический театр. При театре была студия для "особо одарённых детей". В студии всегда было человек 5-6. Зачислили нас тогда за то, что побеждали в городских конкурсах чтецов, которые проводились ежегодно и регулярно. В театре был один Народный артист СССР- Вдовин, несколько Заслуженных артистов, которые проводили с нами уроки актерского мастерства. Главным режиссёром был Петр Митрофанович Алашеевский. Мы были все школьники, занятия проводились на общественных началах профессиональными актерами, но под руководством главного режиссера. Вполне естественно, что все пьесы, которые ставились в театре,- мы знали наизусть, любого актера, в случае непредвиденных обстоятельств, могли заменить запросто. Это случалось крайне редко, но уж если оказывали нам доверие - счастью не было предела!!! Однажды на летних каникулах театр, как обычно, стал собираться на гастроли по Ростовской области. И вдруг, Петр Митрофанович предложил нам двум студийцам /мне и мальчику Ване/ поехать вместе с ними. У нас колебаний никаких не было, а вот родители... Но всё разрешилось благополучно - гл. режиссёр дал расписку нашим родителям, что будем находиться под его неусыпным оком, и возвратит он нас в целости и сохранности. Так оно и было,- он как курица-наседка везде брал нас с собою, не оставляя ни минуты без внимания... Мы, в свою очередь, выполняли все его поручения, даже "дежурили на вешалке",- ведь как известно, театр начинается с вешалки!
Личность Петра Митрофановича Алашеевского была легендарной. Хотя бы потому, что во время войны он находился вместе с генералом Карбышевым и другими узниками в немецком концлагере Хаммельбрук. Это на его глазах эссэсовцы в сильный мороз обливали на ветру советского генерала, склоняя его на свою сторону, как и Власова, пока человек не превратился в ледяную глыбу. Алашеевский рассказывал, что еще долго этот ледяной монумент стоял посреди лагеря - в назидание другим, что отказались переходить на сторону фашистов.
"Всякий раз, возвращаясь с работы, мы проходили по плацу, непроизвольно подтягиваясь, несмотря на нечеловеческую усталость, старались чеканить шаг и поворачивали голову в сторону вросшего в лёд генерала Карбышева,- как бы отдавая ему воинские почести, равняясь на него," - рассказывал Алашеевский.
Но вернемся к событиям 60-х годов прошлого столетия...
Во время гастролей Пётр Митрофанович устроил нам с Ваней незабываемый праздник - встречу с Муслимом Магомаевым! Дело в том, что Алашеевский был знаком с родителями Муслима Магомаева ещё с довоенных времен. Родители Муслима - Магомет Магомаев, театральный художник, погиб на фронте за два дня до Победы, а Айшет Магомаева /сценический псевдоним - Кинжалова /, драматическая актриса, сталинская стипендиатка. Долгое время она работала /служила/ в театре города Вышний Волочёк. Созвонившись с дядей Муслима Магомаева,- режиссёр получил приглашение на встречу с уже известным певцом. Взяв нас за руки, как маленьких, Пётр Митрофанович повез нас ... Принимали нас на даче, которая показалась мне очень "стильной" по тем временам ,- круглая и вся из стекла, было много свечей. Муслим тогда только что вернулся со стажировки в Италии и у него было время немного отдохнуть. Они долго беседовали о родителях Магомаева, вспоминали, а мы сидели как мышки на большом диване. Муслим с восторгом рассказывал про Италию, коснулся своей влюбленности в прекрасную девушку, которая затем стала его верной спутницей на всю оставшуюся жизнь,- Тамару Синявскую. Видно было, что Петра Митрофановича он уважает и делится даже самым сокровенным. Затем, видя, что мы от усталости уже клюём носами, режиссер предложил почитать стихи. Мы оживились, стали читать. Муслиму Магометовичу понравилось, похвалил, по-моему, даже не из вежливости, а искренне. Затем вопрос,- а что бы мы хотели на память об этой встрече? Так как я побойчее, то осмелилась попросить спеть песню. В центре веранды стоял огромный рояль. Муслим Магометович присел к нему и негромко запел :
" Смотри, какое небо звездное, Смотри звезда летит, летит звезда... Хочу, чтоб зимы стали вёснами, Хочу чтоб было так, было всегда! .... Загадай желанье самой синей полночью, ..... И никому его не назови, ......Загадай желанье, пусть оно исполнится... .................................................. ................."
Так и подошла к концу наша встреча с Прекрасным... Провожая нас, Муслим Магомаев, посетовал: - Жаль, Пётр Митрофонович, что ваши ребята еще несовершеннолетние... Мне предстоит двухмесячный концетный тур по стране, я бы взял их ведущими концертов, но ... Жаль...
Эта встреча запомнилась мне на всю жизнь ! Песня звучит в ушах, словно это было вчера. Сегодня очень мало певцов, для кого, / под чей голос/ пишут известные поэты стихи. Поэтому исполнители зачастую переходят на "самообслуживание". Пишут себе сами, открыв для себя в компьютере некоторое подобие мелодии. Обидно... Разовые попевки, речетатив... Слушаем!? Для Муслима Магомаева писали как известные поэты, так и музыканты: Арно Бабаджанян, Андрей Вознесенский, Роберт Рождественский, Александра Пахмутова и т.д. Они гордились, что он соглашался исполнять их песни ! А помните "Ноктюрн"? Это невозможно слушать без мурашек по коже...
Между мною и тобою — гул небытия, звездные моря, тайные моря. Как тебе сейчас живется, вешняя моя, нежная моя, странная моя? Если хочешь, если можешь — вспомни обо мне, вспомни обо мне, вспомни обо мне. Хоть случайно, хоть однажды вспомни обо мне, долгая любовь моя.
А между мною и тобой — века, мгновенья и года, сны и облака. Я им и тебе сейчас лететь велю. Ведь я тебя еще сильней люблю. ...
|