ОБЩЕЛИТ.COM - ПРОЗА
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, критика, литературоведение. Проза.
Поиск по сайту прозы: 
Авторы Произведения Отзывы ЛитФорум Конкурсы Моя страница Книжная лавка Помощь О сайте прозы
Для зарегистрированных пользователей
логин:
пароль:
тип:
регистрация забыли пароль

 

Анонсы
    StihoPhone.ru



Добавить сообщение

«Два капитана». 1972 г.

Автор:
«Два капитана». 1972 г.

Шел первый год моей работы в НИИ очистки воды, в который я распределился из Политеха как молодой специалист. Попал я, надо сказать, в коллектив весьма нескучный. Случалось, в конце рабочего дня подзывал меня руклаб – бывший участник ВОВ – и говорил: «Сашок, сгоняй за портвейном… Да погоди, погоди! А деньги? Деньги же возьми, дорогой… На…»
Поначалу поставили меня проводить эксперименты по электродиализу на лабораторной установке. Заполняешь аппарат – литровую емкость из плексигласа со специальными мембранами – грязной водой, подключаешь к выпрямителю электрического тока на определенное время, а потом пробу обработанной воды отбираешь пипеткой на химанализ. Вот и вся премудрость, именуемая научной работой.
Провожу я как-то эксперимент в небольшой лабораторной комнатенке на третьем этаже. Стою себе, контролирую процесс, протекающий в электродиализаторе, и курю, конечно – в институте все курили, где попало. Тут открывается дверь и на пороге появляется какой-то военный. Приглядываюсь – молодой человек лет двадцати-двадцати пяти, погоны лейтенанта, желтый кожаный портфельчик. С минуту стоит, молчит, потом делает круглые глаза и громко так, почти нагло, кричит мне:
– Ты что делаешь?!
– Эксперимент провожу.
– Сейчас же брось сигарету!
Я, недолго думая, поднимаю сигарету на уровень головы и метко бросаю в открытое окно – летом вентиляция помещений все больше сквозняками обеспечивалась, а не кондиционерами. Бросил, значит, я окурок в окно, а через несколько секунд раздался взрыв. Да такой мощный, что в ушах зазвенело. Потом еще какое-то время слышалось, как сыплются разбитые оконные стекла нижних этажей здания.
Лейтенант подбежал к окну. Я тоже. Внизу все было в синем дыму, и когда он развеялся, стал виден развороченный взрывом стальной бак примерно пятикубового объема. Во дворе стали появляться люди – в основном шоферы гаража, чтобы посмотреть, что же случилось. А случилось, скорее всего, вот что: в баке на дне была какая-то горючка, и чинарик угодил прямо в открытый патрубок. Скопившиеся пары горючки и взорвались.
Лейтенант, поначалу впавший в состояние крайней растерянности, начинал приходить в себя. Говорит весьма злобно:
– Я инспектор пожарной безопасности, и тебя… вас… это… оштрафую.
Достает из портфеля шариковую ручку и специальный бланк, который начинает заполнять прямо на подоконнике.
«Во, – думаю, – вляпался в историю». А лейтенант тоном, не терпящим малейших возражений, спрашивает:
– Фамилия, имя, отчество?
Я без заминки, практически по слогам, профессиональное любопытство этого индюка-инспектора удовлетворяю, и вижу, как лицо его каменеет. Да, в буквальном смысле, все двадцать пять, или сколько их там, мышц его наглой физиономии делаются неподвижными. Он поворачивает голову, пристально в меня всматривается и говорит:
– Ты часом не 11-ю школу заканчивал?
Я ему:
– 11-ю, только не в Харькове, а в Артемовске.
– Капитан команды КВН? – спрашивает он тихо-тихо, сверля меня глазами.
– Ну…
Тут следует не менее чем минутная пауза. Наконец, он выдавливает из себя:
– А я капитан 7-й школы.
«Во дела, – думаю, – встретились».
И тут у меня перед глазами проплывает весь тот эпизод конкурса капитанов, который все и решил. Счет был равный. В последнем, третьем раунде нужно было сочинить экспромт – гимн женщине (игра проходила в клубе железнодорожников именно восьмого марта) с обязательными словами: ЖЕНЩИНА, ЧУДО, КРАСОТА, СОВЕРШЕНСТВО. Соперник мой рапортовал первым и, надо сказать, наплел какой-то чуши курам на смех. А я применил хитрость: спустился со сцены к жюри, бесцеремонно взял за руку вполне еще симпатичную хоть и не очень молодую, пышных форм, растерявшуюся донельзя председательшу этого самого жюри, преклонил одно колено, как католик или дамский угодник, и продекламировал со всем своим недюжинным (не шучу) артистизмом стихотворение:

Ты – ЖЕНЩИНА, ты книга между книг,
Ты – свернутый, запечатленный свиток;
В его строках и дум и слов избыток,
В его листах безумен каждый миг.

Ты – ЖЕНЩИНА, ты ведьмовский напиток!
Он жжет огнем, едва в уста проник;
Но пьющий пламя подавляет крик
И славословит бешено средь пыток.

Ты – ЖЕНЩИНА, ты – греза, ты – мечта.
От века убрана короной звездной,
Ты – СОВЕРШЕНСТВО, ЧУДО, КРАСОТА!
Мы для тебя влечем ярем железный,
Тебе мы служим, тверди гор дробя,
И молимся – от века – на тебя!

Ну, этот «экспромт» похоронил все надежды 7-й школы. Зал был в трансе. Председательша жюри прослезилась и, наверное, пожалела, что ей не 16 лет, как мне…
Я как бы очнулся от слов лейтенанта:
– Как же ты, гад, тогда меня опустил своим экспромтом!
– Да никакой это не экспромт, – отвечаю ему. – Это Валерия Брюсова стихотворение. Ну вставил я нужные три слова: СОВЕРШЕНСТВО, ЧУДО, КРАСОТА в его стихи, а «ЖЕНЩИНА» там и до того присутствовала три раза.
– Какого Валерия Брюсова? – переспрашивает лейтенант. – Это игрок ваш, что ли?
– Да какой игрок! Известный русский поэт-символист.
– Да-а... Ты и впрямь находчивый, Саня. Не могу я тебя оштрафовать, потому что это уже на месть будет похоже. Давай за КВН по чуть-чуть. У меня тут коньячок есть. А?..

1972 г. (ред. 2019 г.)

Отзыв:

 B  I  U  ><  ->  ol  ul  li  url  img 
инструкция по пользованию тегами
Вы не зашли в систему или время Вашей авторизации истекло.
Необходимо ввести ваши логин и пароль.
Пользователь: Пароль:
 

Проза: романы, повести, рассказы